Два концерта в Красноярске — концерт Калинова Моста в клубе «Подиум» и концерт Машины Времени в БКЗ — состоялись с перерывом в сутки. Андрей Шевелев рассказывает о каждом из них.

Я скажу честно, не собирался на этот концерт, билеты мне попали случайно, буквально в день концерта. И билеты эти были на самые плохие места — на балкон, на самый последний ряд. То есть, за спиной у меня уже была стена нашего отремонтированного Большого концертного зала.

Я некоторое время раздумывал — идти или не идти, тратить ли мне деньги даже на эти недорогие билеты или нет, нужно мне это или не нужно. В результате я решил, что нужно, и пошел. И нисколько об этом не пожалел. Я сразу должен сказать: я нетипичный поклонник Машины Времени.

Я на этом концерте об999ратил внимание, что в среднем, публика была старше меня. Возраст зрителей был около 50 лет, и, если попадались люди 18-20 лет, то чаще всего было заметно, что это дети, которых привели родители: «ну-ка, пойдем, дочка на Макара, пока он еще не совсем старенький!» (Вот на концерте Аквариума была другая картина — там молодежи от четверти до трети зала, причем, молодой такой молодежи, и видно, что их никто не привел за руку).

Я это к чему рассказываю? К тому, что публика, которая была на Машине, она в первую очередь хочет услышать «Марионетки», «Скачки», «Поворот», «Синюю птицу», «За тех, кто в море... в общем, весь, что называется, джентльменский набор. И они его услышали. Всё было из того, что я перечислил, кроме «Синей Птицы».

А я принадлежу к тому совсем немногочисленному, как мне кажется, кругу поклонников Машины Времени, который их по-настоящему оценил и очень сильно зауважал в 90-е — 2000-е годы. Для меня вообще рок-музыка начиналась с Ленинграда, с Аквариума, Зоопарка, Странных Игр, Кино, Алисы, ДДТ, а Машина Времени на этом фоне тогда, в конце 80-х, воспринималась, как нечто уже устаревшее, наивное, чего греха таить, немножко эстрадное (хотя мне всегда нравились сольные акустические альбомы Макаревича, я ни одного его сольного концерта в Красноярске не пропустил).

Но в 93 году вышел альбом «Внештатный командиръ Зѣмли». Именно тогда в группу вернулись Подгородецкий, Маргулис, и они записали неожиданно свежую, энергичную, и очень, с одной стороны взрослую, а с другой — такую молодую, «мускулистую» пластинку, очень остроумную, ироничную, с каким-то очень хорошим настроением (в 93 году!), мол прорвемся, ребята! будем жить, будем слушать музыку, все будет нормально! Тогда это было просто удивительно здорово.661

Потом был альбом «Отрываясь», который тоже подтвердил класс Макаревича, как сонграйтера и вообще Машины Времени, как действующего коллектива. Альбом «Место, где свет», который у меня до сих пор остается любимым альбомом Машины Времени, там они прозвучали как-то очень современно. Ну, и самый свежий их студийный альбом «Time Machine», записанный в Лондоне, на студии Abbey Road, он тоже оказался очень сильной подборкой песен.

Мне ближе вот эта, поздняя Машина Времени, и мне хотелось услышать больше песен из промежутка 90-е — 2000-е. И, надо сказать, я не ушел обиженным. Я услышал, конечно, не все, что хотел, но очень много из тех вещей, что мне нравятся.

Опять-таки, помяну тов. Сталина и его афоризм про незаменимых людей, которых, как известно, нет. Когда в прошлом году стало известно, что Евгений Маргулис покидает группу, многие решили, что это всё, конец. А вот вы знаете, ничего подобного. Честно скажу, чего-то не хватало, ведь мы уже так привыкли к песням «Мой друг лучше всех играет блюз», «Проводница», «Шанхай-блюз».

Но давайте говорить откровенно. Маргулис — прекрасный бас-гитарист, особенно на безладовой бас-гитаре он просто мастер, и у него великолепно получается. Но в Машине Времени ему приходилось играть именно на гитаре (когда он вернулся в группу в 90-е), и на концертах последних лет просто видно было и слышно, что человеку скучно. Он играет, поет, но при этом, как бы, на часы посматривает, когда там все уже закончится и можно будет свалить в гримерку и расслабиться.

Я могу об этом говорить, потому что я был на его сольных концертах в клубах, где они с басистом и барабанщиком играют втроем. Там Маргулис поет песни из своих сольных альбомов, кое-что из Машины Времени. И это совсем другое. Это так хорошо, естественно, весело, так заметно, что ему приятно общение с публикой, реакция публики, что становится ясно, где человек живет, а где отбывает номер.

777

Игорь Хомич

Игорь Хомич, который пришел сейчас в Машину Времени играть на электрогитаре, в отличие от Маргулиса, прирожденный гитарист. И он играет с удовольствием, это слышно, особенно, когда они с Макаревичем устраивают эдакую гитарную дуэль, с разным звуком, с разной манерой игры. Макар ведь, кстати, тоже очень сильный гитарист, он прекрасно играет блюзы, он очень четко чувствует звук, у него такая аккуратная, точная манера, выросшая, как мне кажется, на Эрике Клэптоне и Харрисоне.

И вот в дуэте с Игорем Хомичем гитарное мастерство Макаревича иногда настолько остро ощущалось, что я просто порадовался — я был на настоящем рок-концерте! То есть, американцу, например, я бы сказал: это наши Allman Brothers Band. (Надо отметить, что Игорь Хомич больше года отыграл в Калиновом Мосте, после того, как ушел Вася Смоленцев. Жизнь как-то сама расставляет музыкантов по местам).

И вот что интересно. Почти все песни Машины Времени написаны в простых аккордах, простых гармониях, и человек, базово владеющий акустической гитарой, может весь этот концерт подобрать. Но одно дело просто сбренчать, а другое дело сыграть так, как они сыграли. И всего-то навсего: добавь трубу замечательного духовика Александра Дитковского, перкуссию Сергея Остроумова, барабаны Валерия Ефремова и получится широкое и интересное звучание, и все эти простые песни необыкновенно раскрасятся музыкально.

Новый альбом Машины Времени, как я понимаю, готовится потихоньку, собирается, и на концерте прозвучали три новые песни. Две из них мне просто понравились, а одна — ну очень понравилась, и если в альбоме весь материал складывается вот такой, то я просто уже в предвкушении.

Напоследок замечу, что, хотя Машина Времени — группа со стажем и огромным опытом, это все же не очень ровный в плане концертов коллектив. Нет, сыграют-то они всегда хорошо, профессионально, даже если у них за плечами двое суток без сна, перелет из Калининграда в Магадан и выпитый ящик коньяку... Но почему-то именно у Машины Времени очень остро чувствуется, получают ли сами музыканты удовольствие или им нужно просто отработать концерт и поехать дальше.

Я был на концерте Машины Времени, по-моему, в конце 2000 года, это было достаточно печальное и грустное мероприятие, потому что было видно, что происходящее не доставляет им никакого удовольствия. Уж не знаю, в чем было дело, может, какой-то конфликт был с организаторами... А! Тогда были выборы и организаторы попытались какую-то политическую агитацию к этому концерту пристегнуть, и Макаревича это взбесило. В общем, было такое смазанное и тяжелое впечатление от этого концерта, мне было жутко обидно, потому что они тогда как раз приехали с программой «Место, где свет».

Буквально через полгода, летом 2001 года одна моя очень хорошая знакомая попала на концерт Машины Времени во Владивостоке. Она сказала мне: было настолько весело, настолько энергично, тепло и рок-н-ролльно, что казалось, будто во Владике играет совсем другая группа.888

Помните анекдот про поддельные елочные шарики? Которые такие же, как настоящие, но только не радуют. Так вот, очень здорово, что концерт, который состоялся у нас в БКЗ в ноябре 2013 года, радует. И сразу чувствовалось по реакции Макаревича, по реакции Кутикова, Державина (который, кстати, уже совсем прижился в группе, как клавишник), что шарики радуют, что им приятно играть, приятно в этом зале с этой публикой находиться.

И могу вас заверить, что, несмотря на весь груз прожитых лет, несмотря на смену состава и прочее, Машина Времени — живая, действующая группа, колесики крутятся, машина едет. Так что, ждем нового альбома.

 






Также по этой теме: