Что-то вроде прелюдии

Японские гитарные мастерские подобны мощным драконам, называемым динозаврами. Их породило огромное цунами под названием «рок-н-ролл», каковое цунами обрушилось на японские (да и не только японские) города полвека назад и основательно поменяло представления людей о музыке. Мда, хорошие были времена…
Что же касается японских мастеров-драконов, то были они сильны и прекрасны и с легкостью могли положить на обе лопатки заокеанских монстров гитарного дела, но схлынула рок-н-ролльная волна, и многие из них окаменели, оставив потомкам гитары – свидетельства своего существования, увы, не вечные…

Остов гитарного "реликта"

Автор этих строк в своё время заболел японскими гитарами, и, начав разбираться в предмете своей страсти, понял, что единственное слабое место японских страдивари – их презрение к славе и пиару.
Возможно, им просто было недосуг, гитары делать – не штакетник строгать, не до дневников и летописей тут, но факт остается фактом: об этих замечательных людях, подаривших миру чудесные, полнозвучные инструменты, почти ничего не известно. Пришлось мысленно засучить рукава, вооружиться воображаемыми археологическими (или палеонтологическими?) скребочками и щёточками и начать кропотливую работу по сметанию песков времени с имён и лэйблов.
Тут кстати будет упомянуть о том, что некоторые из старых мастерских (и мастеров) живы и здоровы, и продолжают радовать музыкантов своими мощными гитарами, но они так же скромны, как их вымершие собратья.
Рассказом об Asturias я начинаю серию материалов, посвященных японским гитарным мастерам.
Часть первая.
Таинственный Масару Матано

Давным-давно (но не так, чтобы совсем давно, всего лишь в прошлом веке) жил в Японии замечательный гитарный мастер Масару Матано (Masaru Matano). Слава этого мастера не докатилась не только до холодной России и далекого Гондураса – даже в родной Японии о Матано мало кто слышал.
А просто мастер не гнался за славой. День-деньской занимался он любимым делом, и гитары у него получались просто замечательные.
А еще он всегда следовал Великому Правилу. Звучало оно так: “Всё на свете фигня, главное – качество!”.coating
В 1962 году на острове Кюсю наш герой открыл свою мастерскую по производству классических и акустических гитар “Meiko Gakki”. Его партнерами стали Хироми Ямагучи (Hiromi Yamaguchi) и Эйчи Кодайра (Eichi Kodaira). К этому времени Хироми Ямагучи уже делал весьма толковые гитары, и, забегая вперед, расскажем, что через десяток лет покинет “Meiko Gakki” и организует свою гитарную мастерскую.

Что же до Эйчи Кодайра, то он тоже был не слабый мастер, и именно он запустил в мастерской “Meiko Gakki” линейку гитар AST.
Тут надо сказать, что мастер Матано был вдохновлен примером всемирно известной семьи Ramirez (Рамирес), на гитарах Ramirez играли А. Сеговия, Битлз, Стинг.

ручная работа 2Он работал над улучшением конструкции гитар, выстрадал технологию их изготовления, организовал работу и, самое главное, вселил в своих учеников свою параноидальную тягу к качеству. Я живо представляю себе, как его ученики по утрам отжимаются от земли на пальцах и до хрипоты кричат: “Главное – качество!”.
А что вы думаете? Настоящему гитарному мастеру нужны сильные руки и цепкие пальцы. Гитары-то все ручной работы!

Должен сообщить вам, что гитары, произведенные самим Масару Матано, большая редкость. Они замечательно звучат и очень удобны в игре, я пробовал. Если встретите такую, берите, не пожалеете! Вот автограф Масару Матану на одной из моих бывших гитар:Kodaira_Matano

Cпустя несколько лет мастерская во всю работала и гудела как улей. «Все на свете фигня, главное – качество! Но… если хорошенько подумать, то и качество – тоже фигня». Так или примерно так в 1981 году решил промеж себя мастер Матано, прекратил свою гитарную деятельность и исчез. То есть, совсем исчез, растворился во влажном японском воздухе, будто бы и не было его никогда. А может, это боги забрали его? Боги, которые (древние греки знали!) вечно завидуют людям и отбирают у них всё лучшее.
В общем, дело тёмное. Единственный факт в этом неожиданном финале таков: замечательный японский гитарный мастер, замутивший производство отпадных гитар, ушел по-английски, не прощаясь. Существуют разнообразные слухи и догадки по этому поводу, но никаких достоверных данных в открытых источниках нет.

Гитара Arai

Гитара Arai

 

 

Как я ни просеивал всемирную паутину, ничего больше о Масару Матано не нашел. Разве что всплыл факт о второй мастерской, которую Матано создал вместе со своим старым другом Shiro Arai (теперь это предприятие известно нам под именем «Aria»). Масару несколько лет активно налаживал производство гитар и отслеживал уровень качества в "Arai Trading ". Но мастер оставил обе мастерские разом.
Что же касается “Meiko Gakki”, то осиротевшую команду возглавил ранее неизвестный гитарный мастер Ватару Цудзи (Wataru Tsuji). Преемники Масару переименовали свою гитарную мастерскую из “Meiko Gakki”. в «Asturias LTD».

Часть вторая
Почему Asturias?
 
В Испании есть такая провинция Asturias, в которой лет 200-300 тому назад происходили важные для Испании исторические события.
Но переименовали они мастерскую не в честь испанской провинции, а под впечатлением от произведения испанского композитора И. Альбениса «Asturias» (Leyenda) из “Испанской сюиты”. “Испанская сюита” была написана для фортепиано в 1886 году и переложена на гитару Андресом Сеговия. (Наши нотные издательства ее называют просто “Легенда”).
Переложение оказалось настолько удачным, что даже пианисты стали отдавать предпочтение гитарной версии Сеговии.
Это произведение в репертуаре у многих выдающихся гитаристов. Я прошелся по просторам интернета и понял, что лучше всех эту вещь исполняет Джон Уильямс (John Williams). В семидесятые годы именно он с группой Sky показал мне, слушавшему тогда только рок-музыку, как красиво звучит классическая гитара.


Не правда ли, захватывающее произведение? Будь у меня своя гитарная мастерская, я бы тоже не удержался и назвал ее как-нибудь похоже.

 

Часть третья
Предприятие Asturias

 

Asturias_LTD

Asturias_LTD

Предприятие ASTURIAS GUITAR MANUFACTURING LTD расположено в городе Куруми (Kurume) на острове Кюсю (Kyushu) в южной части Японии.
ASTURIAS LTD производит классические гитары, акустические гитары, классические мандолины и укулеле. Некоторое время в ASTURIAS LTD делали гитары с двумя названиями – Asturias и Kodaira.
Коллектив там маленький, но весьма прочный и скреплен не только производственными интересами, но и семейными связями, подобно тому, как это обстоит в уже упомянутой мною мастерской Ramirez.
Представляете себе эту идиллию: 15 человек, единомышленников, которые проработали вместе всю свою жизнь. В такую мафию по знакомству не пристроишься, надо быть высококлассным мастером гитарного дела.

Часть четвертая
Как делают гитары в Asturias
 
Производство, как говорится, handcraft и к тому же мелкосерийное. Свято исповедуя постулат качества, в Asturias очень большое внимание уделяют отбору и хранению древесины.

Сушка

Сушка

Древесину сушат, как минимум, в течение 3-х лет естественным способом, а потом досушивают в сушильной печи. После такой сушки древесину режут, пилят, строгают и т.д. При этом, полученные заготовки отправляют вовсе не в производство, а в помещение с контролируемой влажностью и температурой еще на 6 месяцев!

Снова сушка

Снова сушка

Эта вся нудятина с сушкой очень важна, ведь готовые инструменты попадут в разные страны, где климат может очень сильно отличаться от японского. Очевидно, что если не соблюсти эту технологию, то при переезде инструмента на континент может запросто приключиться какая-нибудь гадость, гриф, например, деформируется.
Именно по причине непереносимости чужого климата некоторые модели недоступны в других странах. Например, не подлежат вывозу из Японии инструменты Asturias из бразильского палисандра.

Cборка

Cборка

Но мы отвлеклись. Сушка сушкой, а сколько бы она ни длилась, очередь сборки таки наступает. Гитару начинают собирать и каждую её часть проверяют самым тщательным образом. Если всё соответствует требованиям, детали склеивают.
Далее собранные инструменты снова проверяются. Доводкой занимается Ватару Цудзи, теперь уже один из самых известных в Японии мастеров по изготовлению гитар.

Сушка лака

Сушка лака

Гладкость поверхности, точность размеров каждой деревянной части, тонкий и равномерный лаковый слой – всё это важнейшие факторы, влияющие на звук.
Каждая гитара покрывается семью слоями лака, и каждый слой тщательно вышлифовывается до достижения должной толщины (это влияет на чистоту звука).

Каждый параметр в обязательном порядке с присущей японцам тщательностью проверяет команда Цудзи. Я думаю, вы уже понимаете, что изготовление инструментов наивысшего качества для них традиция, и по-другому работать они просто не могут.

 

Часть пятая
Раскол
 
Вот она, картина греющая душу пасечника: улей гудит, пчёлки жужжат, и, получая удовольствие от плодов своей деятельности, выдают почти волшебный мёд.
Но в такие моменты боги завидуют людям особенно остро, и в середине 90-х годов в биографии Asturias наступила очередная драма: Эйчи Кодайра и его единомышленники покинули родной улей и открыли свою мастерскую. Там они начали делать гитары Asturias Kodaira, идентичные моделям AST мастерской в Куруми.

Раздрай в семье дело весьма болезненное. Но преемники Мастера имели не только сильные руки и стальные пальцы, но ещё и уважение друг к другу. Они сумели договориться без поножовщины и мордобоя.
Можете себе представить, сколько было выпито сакэ на почве выяснения отношений? (Взаимоотношения в японских бизнес-моделях настолько сложны, что некоторые эксперты уверены: уразуметь их без смертельной дозы сакэ неяпонцам просто невозможно).
Итак, из ASTURIAS LTD ушла часть “братьев” и они открыли мастерскую KODAIRA.

 

Часть шестая
Как гитары Asturias вышли на мировой рынок

Guitar Foundation of America

Guitar Foundation of America

Guitar Foundation of America (GFA) – весьма авторитетная некоммерческая организация, активно распространяющая «культуру классической гитары». GFA была основана в 1973 году, она издает ежеквартальный журнал Soundboard, публикует партитуры, книги и рукописи. Кроме того, GFA выступает организатором ежегодного Международного конкурса гитаристов, который с 1982 года считается одним из самых престижных в мире. Победителям этого конкурса GFA дарит тур из 50 концертов по всему миру.

В 80-х GFA провела серию “дважды слепых” тестов классических гитар от разных производителей. Слепые тесты – это, когда ни музыкант, ни эксперты, ни организаторы не знают, какая конкретно гитара тестируется в данный момент времени.
Как это проделывают? Попробую пояснить. Представьте себе такую картину: эксперты сидят в помещении с хорошей акустикой. Объявляют тест: «А сейчас тест номер семь!». Перед каждым экспертом лежит так называемая тест-форма (что-то вроде разлинованного бланка ЕГЭ, не к ночи будь помянут), и все дружно ставят на бланке цифру семь.
Перед экспертами стоит ширма, а за нею сидит музыкант с гитарой. Никто из участников теста музыканта не видит и не знает, какой инструмент фигурирует под номером семь.
Чтобы протестировать инструмент по соответствующим характеристикам, исполнитель играет совершенно определенную программу, а эксперты оценивают звучание и записывают в свои формы баллы.
Когда все инструменты прозвучали, тестирование повторяется, но гитары тестируются уже под другими номерами и в ином порядке. Данные из форм обрабатываются, по результатам подсчета баллов выявляется форма-победитель. И вот только тогда выясняется, что за гитара соответствует форме-победителю.

Asturias. Международная выставка

Asturias. Международная выставка

Я не могу сказать, какие именно производители гитар принимали участие в этих тестах GFA в 80-е. Достоверно известен лишь тот факт, что гитары Asturias оказались на самом верху рейтинга за их великолепный звук и playability.

Неудивительно, что американские музыканты просто ошалели от этих инструментов! Слух о японских чудо-гитарах пролетел, как торнадо. Число почитателей гитар Asturias в США быстро росло. У Asturias даже появился дистрибьютор в США!
Какой поворот сюжета, прямо Золушка. Но не тут-то было...

 

Часть седьмая
Почему гитары Asturias в США днём с огнём не найдешь
 
В общем, не тут-то было. Со стороны завистливых богов вновь донеслось намекающее покашливание, и популярность гитар Asturias в США увяла, не успев даже расцвесть.
При этом, что характерно: в Европе, многих странах Азии и самой Японии уже не один десяток лет инструменты Asturias известны и горячо любимы, у них тысячи поклонников. А американцы сегодня об Asturias даже не слышали. Как же так? Что у них там произошло? А как же слух о чудо-инструментах? Который, как торнадо?

JTG of Nashville

JTG of Nashville

Проблема в том, что первым дистрибьютором Asturias в США долгое время была кампания JTG of Nashville, и эта компания практически не давала

рекламы и не публиковала информации о доступных моделях Asturias. И только один, ну, от силы два каталога были выпущены на английском языке в течение 30 лет, вы можете себе это представить? К тому же в этих каталогах потребителю сообщалось только о классических гитарах Asturias, а линейка гитар высокого класса с металлическими струнами вообще оказалась вне поля зрения этих горе-дистрибьюторов. Ну, если это не вредительство, тогда я не знаю!
Вот что писал по этому поводу один из настрадавшихся музыкантов: «До недавнего времени в США вообще было очень трудно получить торговое предложение по гитарам Asturias. Совсем не было торговой дистрибьюторской сети и за покупкой нужно было обращаться непосредственно в JTG of Nashville. Было и другое неудобство: ряд моделей, производимых Asturias, покупателю в США приходилось ждать по полгода».
По своему опыту скажу, что у нас, в России, ситуация ничем не лучше. У меня очень много знакомых и друзей среди музыкантов, и ни один из них ранее не слышал о таких гитарах. Я и сам, надо сказать, ничего о них не знал, пока почти случайно не стал обладателем Kodaira AST30.
Но вот что пишет американец дальше: «Около 8 лет назад я пытался приобрести Asturias A7CP SP в JTG of Nashville и после нескольких телефонных звонков мне сказали, что модель можно приобрести только по специальному заказу по цене от $ 1800 до $ 3000 .

Богиня Аматерасу действует...

Богиня Аматерасу действует...

Как выяснилось, в JTG мало что знали о моделях производимых Asturias, но даже этой скудной информацией им вовсе не хотелось со мной делиться. Главное, они сделали всё, чтобы я через них не добрался до гитары. Я уже потом выяснил, что нужная мне A7CP вовсе не была моделью под заказ, её производили без всякого заказа, прямо на склад!

В общем, дело кончилось тем, что я приобрел гитару напрямую из Японии за $1400 и получил ее менее чем за 2 недели».
Ну что я могу сказать? Не вышло у американцев с Asturias. И нам уже не узнать, расстроила ли эту сказку богиня Солнца Аматэрасу Омиками или какая-нибудь высокая покровительница Fender’ов из пантеона мексиканских небожителей. Может, всё ещё когда-нибудь случится, злые чары JTG of Nashville рассеются, и хлынут волной настоящие японские гитары на просторы Северной Америки.

 

Часть восьмая
KODAIRA или ASTURIAS?
 
Терпеливый читатель уже понял, что последние 20, а то и 30 лет KODAIRA и ASTURIAS – это две разные фирмы. При этом, обе мастерские делают инструменты для торговой кампании компании Rokkomann Inc, что находится в префектуре Кобе.

Rokkomann inc.

Rokkomann inc.

Rokkomann Inc – крупная торговая компания, самый первый из серьезных импортеров дерева и пиломатериалов в Японии. Помимо струнных инструментов в ассортименте Rokkomann Inc ещё куча всякой всячины.

Мастерская KODAIRA находится в префектуре Нагано на берегу живописного озера Сува.

Мастерская KODAIRA

Мастерская KODAIRA

Ее мастера считают, что в этом районе наиболее подходящая влажность для мягкого просушивания ценных пород дерева.
А мастерская ASTURIAS находится по-прежнему на острове Кюсю, и её до сих пор возглавляет мастер Ватару Цудзи.

Обе мастерские работают и производят очень хорошие инструменты. Правда ASTURIAS чувствует себя несколько комфортнее: у них сайт на английском языке, они участвуют в международных выставках, конкурсах GFA и у них около 10 дистрибьюторов в Европе и Азии. На их сайте даже нашлось видео Misty Miller с укулеле Astyrias.

KODAIRA же, как более молодое предприятие, вышедшее на уже сформировавшийся рынок, выглядит поскромнее. Сайт у KODAIRA только на японском языке.Сайт Kodaira

Вот собственно вся история про судьбу детища Масару Матано.
Осталось рассказать о самих гитарах Asturias и Kodaira, сравнить их.
Об этом читайте в моей следующей публикации, посвященной гитарам
Asturias AS30 и Kodaira Artist AST30.

При подготовке статьи были использованы материалы из открытых источников, таких, как сайты Asturias, Guitar Foundation of America, Kodaira, Rokkomann inc., англоязычные форумы и т.д.
 






Также по этой теме: