Около двух лет тому назад я получил посылку из Японии. В ней была всякая всячина вместе с парочкой шнуров для электрогитары. Собственно, вот они.

Парочка кабелей Prolink Monster

Парочка кабелей Prolink Monster

Добротно сделаны. На первый взгляд ничего особенного. Ну разве что красная липучка-застежка с надписью Monster Prolink cable вызывает теплые чувства заботой производителя о музыканте. Липучка не снимается со шнура, а значит не потеряется и всегда поможет  скрепить сложенный шнур.
Вот она крупным планом:

Липучки на Монстрах

Липучки на Монстрах

Я думаю, не лишним будет сообщить, что в Тайване есть PROLINK Microsystems Corporation, созданная в 1989 году, но она не имеет никакого отношения к Monster Prolink cable и к нашей истории тоже.
Для пробы включил через Monster cable свой Greco Les Paul Custom в усилитель, могуче звучит, и на чистом звуке, и на перегрузе.  Потом мне захотелось сравнить с имеющимися у меня шнурами PROEL и CANARE. И тут я отметил, что через PROEL и CANARE звук гитары чистый и звонкий, а через Monster cable чистый мощный, но как-то без звонких верхов… глуховато.
Задумался, начал читать надписи на Monster cable и глазам не поверил. Шнур оказался для бас-гитары!  Вот  что написано на самом кабеле: Prolink*Monster Bass*High Perfomance Maximum Low End Punch Bass Guitar Cable* by MONSTER CABLE

Татуировка на теле Монстров

Татуировка на теле Монстров

Ранее о такой специализации среди гитарных шнуров я никогда не слышал, а если бы кто рассказал про такое, то ответил бы, что это происки бессовестных маркетологов, устраивающих продажи бренда. Дескать, знаем, знаем, скоро в продаже появятся гитарные шнуры, которые согласно легенде правильно звучат только с гитарами с правильной надписью. При этом включать это все надо будет в усилитель, который непременно должен нести на себе такую же магическую закорючку. А тот в свою очередь, не запоет, если на электронах в электросети не будет того же чудодейственного клейма...

Пережив потрясение и успокоившись, я поинтересовался насчет Monster Cable у друзей-музыкантов.

Туман  мне не рассеяли (про Monster Cable они впервые услышали от меня), зато один из них рассказал случай из своей жизни – про гитарный кабель, у которого была стрелочка на джеке. И, дескать, если джек со стрелочкой включить в усилитель, то получаешь хороший звук, а если стрелочкой в гитару, то звук будет фиговенький. Потом он спросил: ”Вот ты, как радиоинженер, можешь мне объяснить, что эдакое можно сделать с электрическим проводом, чтобы он так работал?”

В общем, загадка Monster Cable стала еще таинственней. Пришлось брать след Монстров в интернете.

Монстрическая история

Главный Монстр Ноэль

Главный Монстр Ноэль

Ноэль Ли создатель  Monster Cable Products, Inc. когда-то работал в Ливерморской национальной лаборатории в Калифорнии. Это одна из двух лабораторий в США, что занимаются разработкой ядерного оружия. И был он (Ноэль Ли) инженером-конструктором в подразделении лазерных термоядерных реакций (оказывается есть и такие). Правда, ядерная физика не была единственным интересом в жизни Ноэля Ли, помимо этого он был заядлым аудиофилом и профессиональным барабанщиком в группе Asian Wood.

Будучи не только незаурядным инженером, но и обладателем самых чутких ушей на нашей планете (так о нем отзываются эксперты-аудиофилы), Ли первым обнаружил как изменяется качество звучания музыки из-за различий в конструкции звуковых проводов, соединяющих усилитель с акустическими системами и источниками звука.

После такого открытия Ноэль пропадает в своем гараже, экспериментируя с проводами из меди разного качества, меняя конструкцию аудио кабелей и  методы их плетения.

Ноэль Ли сравнивал свои экспериментальные образцы, прослушивая торжественную увертюру  “1812 год” П.И. Чайковского. В конце концов, он убедился в том, что  может проектировать и изготавливать аудио кабели с  улучшенным качеством передачи звука.

В 1979 году, участвуя в  Consumer Electronics Show, он устроил демонстрацию собственных усовершенствованных кабелей, сравнивая их с повсеместно используемыми стандартными проводами. На эту демонстрацию Ли потратил 50000 долларов личных сбережений, но изобретателя ждал триумф: он сразу получил заказ от канадского дистрибьютора на 30000 кабелей.

Чтобы выполнить контракт, Ли взял в банке кредит в 250000 долларов. Позже он сам признавался, что основал компанию без опыта в бизнесе и без какой либо стратегии развития. Первые кабели Ноэль изготавливал сам, вручную.  Продавал и доставлял их покупателям “door-to-door” тоже лично владелец фирмы.

Ноэль Ли в 1979

Ноэль Ли в 1979

Да, бросил человек работу в уважаемом учреждении, плюнул на стабильную зарплату, влез в долги по самые уши, а все для чего? Проводами какими-то заниматься! При этом новоявленного предпринимателя ждали большие трудности: лидеры аудиоиндустрии слыхом не слыхивали о том, что кабели влияют на звук.

Корпорация монстров

Следует упомянуть, что к тому времени прогрессивное человечество уже вовсю производило дорогущие аудиосистемы с великолепным звуком, а вот провода в большинстве случаев использовались копеечные.

Сами Монстры смеются, вспоминая эти времена: ”Это была просто проволока с разъемами”. Да, да, колонки подключали к усилителю теми же проводами, что прикручивались на фабриках к торшерам или пылесосам. (Вспомнил, как несколько лет назад я отдал свои старые, 1975 года, колонки 10МАС сыну. «Родные» провода этих колонок не годились даже для торшера, пришлось ими перевязать макулатуру).

А все оттого, что никто не задумывался, насколько теряет в качестве звук, путешествуя от усилителя к колонкам и от проигрывателя к усилителю. Сейчас даже странно представить, как владелец стереоусилителя, суперпроигрывателя винила и суперколонок, за каждое устройство отдавший по несколько тысяч долларов, подключает колонки бытовыми проводами для плойки или электробритвы. Понятно, что суперсистемы звучали только в половину своих возможностей, и бедные меломаны об этом даже не догадывались.

И не догадались бы, если бы не наблюдательный Ноэль Ли, разработавший
концепцию акустических кабелей, дающих высокое качество звука. Свою идею он назвал Monster Cable, и, опираясь на нее, открыл предприятие Monster Cable Products, Inc.

Логово Монстров

Логово Монстров

Своему детищу Ли подобрал название «Монстр», потому что это звучит впечатляюще, пышет силой и мощью. С названием и концепцией Ноэль попал в яблочко: потребители воспринимают название  Monster Cable, как синоним высокого качества продукции. А основополагающая идея в Monster Cable очень проста: разрабатывать, производить и продавать товар высочайшего класса. Мне сразу вспомнился Масаро Матано, с очень похожим подходом к делу.  Читайте здесь

У Монстров все  началось с производства аудиокабелей. На чертеже аудиокабеля Вы можете увидеть, что конструкция состоит из более чем трех десятков разных компонентов! Сразу скажу, я был потрясен. Как радиоинженеру мне доводилось иметь дело с разнообразными кабелями, но такое я видел впервые.

Monster Audio Cable

Monster Audio Cable

После успеха с аудиокабелями предприимчивый Ноэль взялся за разработку и производство сетевых фильтров, источников бесперебойного питания для Hi-Fi-аппаратуры, кабелей для исполнителей музыки и так далее. А сравнительно недавно, в 2009 году Монстры наделали много шуму и сделали много денег, подняв на новый уровень идею наушников.

Нозль Ли представляет свои грандиозные шумелки.

Нозль Ли представляет свои грандиозные шумелки

Изобретения неугомонных Монстров привели к созданию новой категории продуктов, которые совершили революцию на аудиорынке. На сегодняшний день Monster Cable принадлежит более  200 американских и международных патентов. Производят они около 4000 продуктов и продают их уже в 80 странах.

А вот и монстр рока Steven Tyler отжигает на тему о том, что Монстрокабели расползлись по всему миру, заполонили его студию, его дом, и опутали его самого!

 

В дебри к Монстрам

На сайте Monster Inc., на самом верху заветной страницы с инструментальными кабелями сообщают, что Monster Cable делает разнообразные кабели именно потому, что сами инструменты  разные.

Разные Монстры

Разные Монстры

 

Там же, на сайте я узнал и девиз Монстров: «Always lead, never follow!» Слова принадлежат Ноэлю Ли.

Как мы уже знаем, Monster cable много чего изобрели, у них несколько сотен патентов. Гитарные кабели у них различается не только по длине, но и по конструкции. Само собой разумеется, что в инструментальных кабелях Monster Rock используют свои патентованные технологии.

Разрабатывая кабели Monster Rock, Ноэль Ли хотел чтобы его изделие хорошо подчеркивало атаку инструмента, да так чтобы его звук просто ”прорезал” микс. Ноэль разработал свою конструкцию кабеля, которая не искажает  переходные процессы и сохраняет высокие частоты и их гармоники в первозданном виде.
Не последнюю роль в этом играет патентованный способ сплетания проводников разной толщины.

Вот как выглядит оголенный Монстр, сплетенный и расплетенный.

Оголенные Монстры

Оголенные Монстры

Из надписей на картинке следует, что в кабеле используют 95% медь. При этом у Monser Connector свой оригинальный дизайн. Что же до контактов, то они покрыты золотом в 24 карата и эта роскошь, как выяснилось, здесь абсолютно к месту:  это сделано, чтобы в звуке не появлялся посторонний треск и был надежный контакт.

На картинке также видно, что помимо расплетенных тонких проводков разной толщины (они предназначены для средних и высоких частот), у кабеля есть еще и толстая «становая жила». Это проводник сравнительно большого сечения дружит с низкими частотами.

Если говорить упрощенно, в монстрокабеле, в момент, когда электрогитара издает звук, электрические колебания поступают на монстроштекер и с него в монстрокабель. Далее происходит невероятная для радиотехников вещь – кабель, подобно кроссоверу, разделяет звук гитары на высокий, средний и низкий диапазоны. Высокие частоты летят от гитары к усилителю по самым тонким проводничкам, средние частоты по тем, что потолще, ну а низкие по толстой твердой жиле. Вот так-то!

Спорщики на форумах с жаром обсуждают кабели от Monster: «Это что чудо-кабель-кроссовер? А этот провод, часом, сигнал не усиливает? Может, в него еще и машину времени встроили? Это фуфло! Чуваки, вас разводят!».

Ну что я могу сказать… Усилителя в кабеле нет, а вот машина времени почти есть. Я не шучу. Представьте себе, что до усилителя первыми “добегают” высокие частоты, вторыми средние, ну а басы последними. Это можно назвать фазовым рассогласованием.

MonsterCableSP1000-cut

MonsterCableSP1000-cut

Вследствие этого явления звук теряет свою яркость и выразительность.
«Машина времени» от Monster cable дает возможность всем частотам приходить к финишу согласованно, и называется она фазовой коррекцией сигнала.

Разумеется, в наши дни фазовая коррекция сигнала осуществляется не только у Монстров, но и у других серьезных производителей аудиокабелей, но каждый делает это по-своему. Наши Монстрогении таким образом сплели провода, что когда на входе усилителя собираются сигналы из высокочестотного, среднечастотного и низкочастотного канала, то фазовая рассинхронизация между ними почти никакая.
Красота!

Ну и последний штрих к этой впечатляющей картине: в 2009 году издание Guitar Magazine провело опрос, и по его результатам гитарный кабель Monster Rock  был признан «любимым гитарным кабелем». Это неспроста, известно, что на сцене артисты топчутся по кабелям, как слоны и ломают джеки, как спички. А Монстры дают на свой продукт пожизненную гарантию. Сломалось? Заменим!

Именно заменят, а не отремонтируют. И после поломки монстропродукта у покупателя на руках оказывается совершенно новый монстропродукт. Ну что сказать, шикарно. (Однако читал я на одном из форумов, что на Россию это не распространяется, так как нет у нас дилерской монстросети, куда следует обращаться с поломкой).
Да, хочу добавить, что все возможности монстрокабелей проверены мной лично и моими товарищами, профессиональными музыкантами. Один из них, например, играл на басу (Warwick, купленный за $2000) и длительное время страдал то ли от «плохой пайки в гитаре», то ли от «плохих контактов». Можете себе представить: все недуги Warwick’а излечились в мгновение ока, как только инструмент был подключен через Монстра. Сами собой ушли досадные провалы звука во время живого выступления и исчезли какие-либо намеки на шелесты и шорохи в колонках при любом перемещении инструмента (а как музыканты вертят своими инструментами на сцене, это ж известное дело).
Вообще проблема ненадежных контактов штука серьезная, хотя музыканты в большинстве своем уделяют ей внимание только, когда пропадает звук. А ведь всякие шорохи это первый признак, что контакт слабоват, и звук, который мы слышим неполноценен, и инструмент хуже читается в общей звуковой картине.
В такой ситуации музыкант добавляет громкость, чтобы его было слышно. А за ним тянутся к ручкам все остальные владельцы бюджетных кабелей и инструментов. И все музыка кончилась, есть только музыкальный шум.
Ну а мой товарищ теперь себя прекрасно чувствует, у него приличный инструмент и надежный монстродруг. Его в группе хорошо слышно даже при небольшой громкости на басу. На сцене он не отвлекается на трудности с контактами, а всецело занят творчеством и музыкой.

Monster_box_warranty

PS. Нашлось видео в интернете, где парнишка сравнивает Monster Bass Instrument Cable с Samson Low Noise Cable.