Спускайтесь,

я здесь, внизу,

на дне черного озера...

 

 

'Schlafende Hunde' (Спящие собаки)

'Schlafende Hunde' (Спящие собаки)

 

2 февраля 1990г., пятница, 6:16

Когда прозвенел будильник, господин Драун словно вынырнул на поверхность из ледяного омута, хватая ртом воздух... Вот уже полгода, как каждую ночь ему снится, что он идет по следам на снегу, к берегу небольшого озера. Там, подо льдом, его ждет она...

 

2 февраля 1990г., пятница, 10:00

Тест Роршаха применяется для исследования нарушений структуры личности, и некоторые психотерапевты до сих его используют. Этот странный пациент по фамилии Драун приходит каждую неделю и постоянно просит какого-нибудь лекарства, но разве можно излечить таблеткой кровоточащую душу? Сегодня седьмая карта теста Роршаха вызвала у него поток странных рассуждений: ему видится утонувшая женщина на дне озера, крепко увязнувшая в пучине, в ледяной воде. Ее легкие наполнены водой, ее глаза полны ненависти. Что бы это могло значить?

 

3 февраля 1990г., суббота, 19:17

Когда короткие зимние сумерки опускают на плечи свои холодные ладони, господин Драун садится в машину и едет за город, к замерзшему озеру. Февральский лед покрыт снегом, он, как белая простыня, прячет от глаз лицо мертвой женщины, которая каждую ночь звала его к себе. Но она больше не говорит с ним, с того самого дня, как не стало его брата.

Это случилось под Новый год – Драун нашел его в ванной, немого, холодного. Все закончилось на кафельном полу, и долгие ночные разговоры по душам, когда он держал руку брата, оказались напрасны. Теперь у него больше не было лица, а жизни не стало еще раньше – брат перестал жить, когда исчезла ОНА. Слабак... Драун тысячу раз презирал его за это, но воцарившееся молчание было невыносимо, и теперь он полз по льду, разгребая снег пальцами, как будто пытаясь нащупать ее лицо...

Лед треснул.

 

3 февраля 1990г., суббота, 19:25 

Schlafende Hunde backcover

Schlafende Hunde backcover

Не сопротивляясь, Драун опускается на дно, погружается под лед, в холодную воду озера. Его легкие заполняются водой, а неясный свет на поверхности воды удаляется, становится тусклым и пустым, как его жизнь – не она проносится перед мысленным взором Драуна, а лица мертвого брата и той женщины. Свет медленно гаснет...

 

Это не криминальная хроника и не сценарий арт-хаусной драмы, а первые четыре номера альбома Schlafende Hunde немецкой группы Janus. Жизнь не всегда бывает справедлива, и не всем сестрам достается по серьгам – случается, что выдающиеся работы остаются в тени и не получают должного признания. Так случилось и с Janus, ярчайшие представители Neue Harte Welle – «Новой жесткой волны», они так и остались неизвестными широкой публике, их заслонили более кассовые исполнители, такие как L’Ame Immortelle, Samsas Traum, Diary Of Dreams. А между тем, их перу принадлежит один из самых выдающихся концептуальных альбомов всех времен и народов.

Janus

Janus

«Спящие собаки» — именно так переводится Schlafende Hunde, базируется на криминальной истории из жизни обычных немецких граждан в обычном немецком городке. Будничность и банальность сюжета о человеке, убившем из ревности свою бывшую возлюбленную, и не вынесшего этого бремени, оборачивается в исполнении Janus душераздирающей драмой, современным вариантом «Преступления и наказания».

Не будите спящую собаку – эта поговорка одинаково звучит и по-русски, и по-немецки, ее смысл отражает внутреннее состояние современного человека, который боится посмотреть в глаза самому себе. Уж лучше ничего не знать.

Герои Schlafende Hunde, а их трое – Драун, его младший брат и Вероника, одинаково боятся правды, которая может нарушить их привычное существование. Боятся разбудить собаку, настолько боятся, что уничтожают себя и друг друга, лишь бы она спала, – и лед, которым сковано небольшое озеро за городом, становится метафорическим покрывалом, скрывающим страшную правду от посторонних глаз.

Музыкально «Спящие собаки» больше лежат в плоскости готик-металла, который в середине 90-х на немецкой сцене был настоящим трендом. Но музыкальное полотно альбома чрезвычайно разнообразно, в нем переплетаются яркие нити трип-хопа, электроники, индастриала и даже классической музыки. Вот, например, слова Томаса Хана, клавишника группы, о записи некоторых треков: «...я довольно много возился с искаженными и крайне низкими ударными сэмплами, и мы вместе с Джоном и его неисчерпаемой сосредоточенностью дополнили грув перкуссией используемых элементов (я не рискну говорить о жестяных банках с кошачьим наполнителем как об инструментах)...»

Каждая композиция Schlafende Hunde тщательно продумана, этот альбом «пахнет потом» — над ним много работали, шлифовали и отсекали лишнее в поисках идеального результата. Каждая нота подчинена общему замыслу, наиболее полному раскрытию концепции, отражению эмоционального состояния героев. Вокалист Дирк «РИГ» Ригерт выжимает из себя максимум: он захлебывается криком, чтобы передать боль и ярость Драуна, потерявшего голову от ревности, но его голос обреченно спокоен, когда герой в последний раз идет по берегу озера.

janus-hundstage

janus-hundstage

Огромный труд виден и в аранжировках, поражающих разнообразием и изысканностью – это тот случай, когда каждый тихий звук на заднем плане имеет свой смысл. На альбоме много партий классических инструментов, которые, тем не менее, не бросаются в глаза, они создают необходимый настрой и расставляют акценты. Ювелирная работа.

Композиционно альбом решен нетривиально — повествование закольцовано и повернуто к зрителю другой стороной: оно начинается не с начала, не с конца, а как бы с середины. Первые четыре трека представляют собой развязку трагической истории, а на пятом, Mein Krankes Herz, повествование переносится на полгода назад, в то время, когда все еще были живы. Интересный драматургический ход, тем не менее, оправдан – музыкальное полотно альбома разворачивается ровно, без провисаний и пауз. 

 

14 июля 1989г., пятница, 21:13

janus-mrdrown2У господина Драуна есть проблемы, и у него есть тайна: он одинок. Все вокруг одиноки, но он одинок особенно безобразно и некрасиво, и не может этого выносить. Такие люди обычно вешаются, но он находит себе суррогат – на несколько часов в неделю он прижимается к человеческому телу, жадно хватаясь за иллюзию тепла. Проститутка по имени Вероника становится для него способом выжить: именно она должна исцелить его душу, подарить ему счастье, избавить его от него самого.  Такую миссию он сам назначил ничего не подозревающей девушке, и вот каждую неделю он пьет и плачет ей в жилетку, а она смотрит на часы – ее время стоит денег.

Пить. Платить. Плакать.

Ничего другого он не умеет.

 

16 июля 1989г., воскресенье, 01:05

Господин Драун – постоянный клиент Вероники, и пожалуй, немного навязчивый. Иногда он словно приоткрывает завесу, и на мгновение показывает себя – тогда ей становится страшно, и она отворачивается, чтобы не видеть демонов, живущих в его душе.

Так случилось на закрытой вечеринке, куда Драуна никто не звал. Но он нашел способ пробраться, чтобы следить за Вероникой, и, когда один из клиентов повел себя грубо, он потерял контроль. Давка, скандал, мелькнувшее лезвие ножа, мягко вошедшее в повздошье... Все это он сделал ради нее, так почему же она так боится?

 

13 октября 1989г., пятница, 14:30

Вероника боится не только этого – теперь она боится и своего прошлого. Кто бы мог подумать, что через несколько недель ее жизнь кардинально изменится? Но улыбка человека, который целует ее руки и верит каждому слову, вырвала ее из трясины – теперь она хаусфрау, и знать не знает никаких отелей, сутенеров и клиентов. Все в прошлом, все забыто, все умерло.

А как же быть Драуну? Если он ей больше не нужен, то она-то ему нужна! Но Вероника смотрит поверх него, и больше не слышит, она стала холодной и скользкой, как рептилия – прочь, прочь из моей жизни! Ее глаза светятся только для одного человека, и, что больше всего убивает Драуна, этот человек – его младший брат.

 

26 октября 1989г., четверг, 20:58

В отеле «Эдем» много других девочек, там пахнет потом, сигаретами и дешевым алкоголем. Господин Драун проводит там ночи, он снова пьет и платит, но больше нет слез, облегчающих душу – боль копится тугим комком и сжимает горло, грозя задушить. Эта девочка похожа на Веронику, когда одевает ее одежду. Но она не Вероника, и Драун не может удовлетворить свою тоску.

Что ты знаешь о воде, если не умирал от жажды?

 

7 ноября 1989г., вторник, 18:25

janus-mrdrown

janus-mrdrown

Как она могла, как она посмела, несчастная... Он создал ее, он выдумал ее, он любовался ею в ночной тьме при свете неоновых вывесок, а теперь она вышла на свет и повернулась к нему лицом – и ему незнакомо это лицо. Нет большей боли, чем боль от предательства того, кто никогда не принадлежал тебе. Драун корчится от боли, пламя пожирает его изнутри и вырывается проклятиями – такова единственная доступная ему любовь.

 

13 ноября 1989г., понедельник, 17:06

Ситуация вышла из-под контроля, и теперь Вероника по-настоящему боится: этот тип ненормальный, он просто пороховая бочка, готовая взорвать ее хрупкое счастье. Всего лишь одно слово и собака проснется, но даже проснувшаяся собака не так страшна, как сам Драун – так пусть нарушит молчание, пусть сделает что угодно, только оставит ее в покое.

— Что ты можешь сказать ему? Что ты был одним из тех, с кем я спала за деньги?

 

15 ноября 1989г., среда, 18:30

Последний разговор. Самый последний. Самый-самый последний – после него Драун оставит ее в покое. Она должна верить, разве он обманывал ее когда-нибудь? И это ничего, что он везет ее за город, к одинокому озеру – такие разговоры должны проходить вдали от лишних ушей. Там их никто не увидит, не услышит, там их никто не потревожит – черная вода никогда не выдает чужих секретов. Вот только камень, привязанный к ноге, куда тяжелее ее грехов...

 

15 ноября 1989г., среда, 18:38

Однажды я последую за тобой,

но пока мне не хватает мужества.

До тех пор же спи, малышка,

до тех пор же, спи спокойно...

 

Когда затихает последняя нота Schlafende Hunde, требуется время, чтобы прийти в себя, выбраться из ледяной трясины, куда падает господин Драун. Эта музыка впечатляет, ранит, оставляет след, заставляет прокручивать в голове историю и думать о том, как много в мире одиночества, лжи и боли.

Осторожно, на цыпочках, чтобы не разбудить и не наступить на лапы, бродят среди спящих собак чудовища. Страшные, несчастные... Вздрагивают собаки, видят тревожные сны, и тихая музыка звучит под небом...

 

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

 

Автор: Жозе Дале